На международных рынках капитала и страхования компании и проекты находятся под все более пристальным вниманием со стороны заинтересованных сторон, оценивающих надежность партнеров по результатам их природоохранной деятельности, уровню социальной ответственности и эффективности корпоративного управления (ESG-критерии).
Одним из универсальных способов для бизнеса продемонстрировать собственные успехи в ESG-сфере является публикуемая годовая отчетность по устойчивому развитию. С 2025 года в Республике Узбекистан выпуск такой отчетности станет обязательным для многих крупных налогоплательщиков, и чтобы успеть до ближайшего дедлайна, многим компаниям необходимо уже сейчас скорректировать или дополнить бизнес-планы, мобилизовать ресурсы и найти партнеров для профессиональной поддержки в течение годового цикла ESG-отчетности.
Для тех компаний, которые планируют свои первые шаги в данной сфере, ключевыми задачами будут являться:
- определение границ отчетности - юридических, в пространстве и во времени (от того, на какие активы распространится отчетность, будет зависеть выбор значимых ESG-аспектов);
- выбор стандартов отчетности, который повлияет на ее содержание и особенности верификации;
- детальное планирование первого годового цикла подготовки, верификации и раскрытия ESG-отчетности с распределением функционала и ресурсов между структурными подразделениями компании и привлеченными внешними партнерами;
- адаптация системы управления компании с интегрированием в неё ESG-аспектов;
- параллельная ревизия осуществляемой и намечаемой компанией деятельности с учетом ESG-критериев ее оценки заинтересованными сторонами;
- трансформация системы взаимодействия компании с заинтересованными сторонами в направлении большей открытости с учетом изменений, обусловленных ESG-повесткой первого отчетного года (в особенности) и последующего периода.
За десятилетия претворения в жизнь глобальной ESG-повестки были разработаны и обрели форму стандартов универсальные критерии и практики управления экологическими и социальными аспектами деятельности. Перечисленные ниже условия их применения в Узбекистане необходимо учитывать компаниям при формировании собственного ESG-профиля.
При поддержке ряда международных организаций и в рамках нескольких международных соглашений успешно осуществляется интеграция Республики Узбекистан в общемировую повестку по сохранению биологического разнообразия и предотвращению неблагоприятных климатических изменений. На практике это реализуется, в частности, через расширение сети охраняемых природных территорий, повышение требований к оценкам воздействия намечаемой и мониторингу осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, учет эмиссии загрязняющих веществ (в том числе парниковых газов), совершенствование природоохранного законодательства.
Нормативно-правовые условия хозяйственной деятельности в Республике Узбекистан трансформируются в направлении большей прозрачности, экологичности и ответственности за нарушения природоохранного законодательства. В частности:
- В 2024 году законодательно установлен институт общественного экологического контроля с широкими полномочиями для всех заинтересованных граждан.
- На фоне ряда национальных инициатив экологической направленности (например, проекта «Яшил Макон») с 2024 года принят ряд правовых норм, устанавливающих финансовую ответственность не только за вырубку, раскорчевку, повреждение или уничтожение деревьев и кустарников, но также за разработку проектной документации, которая приводит к вышеперечисленным последствиям.
- Также в 2024 году в составе комплекса мер по улучшению экологической ситуации в Узбекистане обозначено создание и культивирование «зеленых поясов» на территории промышленных предприятий.
- В конце 2024 года планируется запуск онлайн-платформы Национальной системы прозрачности и ее интеграция с онлайн-платформой «Зеленая экономика».
Особую значимость в составе эколого-социальной повестки Узбекистана имеет обеспечение доступности и качества водных ресурсов, дефицитность которых является сдерживающим фактором в отношении перехода к «зеленой экономике».
Для многих территорий и крупных водных объектов Узбекистана существует проблема накопленного исторического загрязнения, унаследованного еще со времен СССР, когда хозяйственная деятельность велась без учета и предотвращения неблагоприятных экологических последствий.
Воздействия многих крупных проектов являются трансграничными и требуют международных усилий по урегулированию. То же самое относится и к некоторым реципиентам воздействий, значимость которых по разные стороны государственных границ может различаться (например, в зависимости от природоохранного статуса территории или конкретного вида растений и животных).
Необходимость в раскрываемой ESG-отчетности послужит стимулом для повышения прозрачности компаний: для многих из них потребуется разработать, опубликовать и в дальнейшем обсуждать с заинтересованными сторонами широкий спектр материалов об осуществляемой и намечаемой деятельности, в том числе результаты оценок воздействия своих проектов и экологического мониторинга зон их влияния.
Важно осознавать, что качественно подготовленный отчет по устойчивому развитию - это лишь вершина корпоративного ESG-айсберга: он способен продемонстрировать уровень экологической и социальной ответственности компании и этим способствовать усилению её позиций на рынке, но еще более важной является «подводная» часть – выстроенная компанией система управления экологическими и социальными аспектами, эффективность которой зависит в том числе от удачного выбора профессиональных партнеров-консультантов.